• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гайд по исследовательской деятельности лицеиста

Индивидуальное исследование — это возможность для любого лицеиста узнать что-то новое в процессе исследовательской деятельности. Не написать реферат, обратившись к знаниям авторов статей в Википедии. И не просто открыть для себя то, что давно известно специалистам в этой области. А использовать научный и творческий подход к получению знаний.

Исследовательская деятельность многогранна и разнообразна, и вы можете переложить на неё любую сферу своих интересов, будь то музыка или спорт, лингвистика или финансы, компьютерные игры или кулинария. А опыт написания исследовательской работы пригодится вам в будущем, ведь в основе студенческой дипломной работы и даже кандидатской и докторской диссертаций лежит та же структура. В итоге одни плюсы: вы занимаетесь тем, что интересно лично вам; развиваете мозг и получаете ценный опыт; а — в идеальном случае — наука получает новые данные благодаря вашей работе.

Гайд касается и проведения исследования, и оформления его результатов. Он разделён на части об исследовательской деятельности как таковой и о написании соответствующей индивидуальной выпускной работы, отражающей ваше исследование.

Исследовательская деятельность

Ход работы

Итак, вы проводите исследование! Сразу оговоримся, что это происходит не без определённой поддержки преподавателей — об этом подробно ниже. Обычно ход работы над любым исследованием выглядит определённым образом, и нужно:

1. выбрать предмет/ направление исследования;

2. выбрать тему;

3. сформулировать ключевой вопрос;

4. определить, как и где собирать материал, а также выбрать метод;

5. спланировать процесс исследования и написания работы;

6. установить собственные дедлайны, которые позволят вовремя закончить работу;

7. провести исследование и зафиксировать результаты.

При этом порядок следования этапов исследовательской деятельности часто именно такой, но далеко не всегда.

В лицее существуют внешние дедлайны, напрямую связанные с этими моментами:

1. Выбор между исследованием и проектом в качестве формы индивидуальной выпускной работы, а также определение предметной области исследования (октябрь 10 класса);

2. Предъявление темы, ключевого вопроса и гипотезы (декабрь 10 класса)

3. Публикация плана-проспекта (апрель 10 класса);

4. Предъявление главы «Введение» (октябрь 11 класса);

5. Предъявление финальной версии исследовательской работы (начиная с ноября 11 класса). После чего проходит защита индивидуальных исследований.

Есть две волны защит: в ноябре и в феврале 11 класса. Вы можете выбирать между этими возможностями, но право представлять работу в первой волне есть только у тех, кто вовремя сдаст планы-проспекты.

Актуальная информация о текущих дедлайнах обновляется на сайте researchlyceum.wixsite.com/research. Подробнее о том, что нужно сделать, чтобы пройти успешно все фазы, вы узнаете из этого гайда.

Выбор направления исследования

Часто даётся сложнее всего. Ведь вокруг столько интересного.

Исследуйте!

В первую очередь себя — задумайтесь, что для вас увлекательно, задайте себе вопрос, на который пока не знаете ответа.

Общайтесь с другими лицеистами и изучайте темы исследовательских работ прошлых лет, списки которых находятся на сайте по исследовательской деятельности в лицее.

Читайте научные и научно-популярные ресурсы — некоторые ссылки приведены также на нашем сайте.

И посетите научно-исследовательские семинары, на которых происходит живое обсуждение всего, что связано с исследовательской деятельностью; где рассматривается то, что сейчас происходит в науке; где вы можете познакомиться со специалистами в определённых сферах и рассказать о своей работе им и другим лицеистам (подробнее о НИС ниже).

Вам стоит обратить внимание на такие параметры, как 1) ваш собственный интерес; 2) важность вашей работы для других; 3) время, которое вы можете уделить исследованию. Можем только добавить, что ваши шансы провести хорошее исследование обычно возрастают, если у вас есть некоторый багаж знаний в той области, в которой вы проводите исследование. И не стоит взваливать на себя непомерные задачи. Помните о ключевом вопросе исследования — вам нужно найти на него ответ, а значит вовремя собрать данные и сделать выводы.

Тема исследования

Тема исследования не должна быть: а) слишком общей; б) уже достаточно изученной. Потому что новизна работы — ключ к её успеху.

Анекдот на эту тему гласит, что однажды Эйнштейн похвалил работу молодого ученого словами «много нового и интересного». Но через секунду добавил: «Правда, новое не интересно, а интересное не ново».

«Новое не интересно» — когда самостоятельного исследования нет совсем (а значит, нет и нового). «История развития субкультуры скинхедов» - тема, которая давно изучена и носит лишь описательный характер. В данном случае просто не может получиться настоящего самостоятельного исследования. То же можно сказать про работу с ключевым вопросом «Почему именно английский стал международным языком?».

«Интересное не ново» — когда исследователь изобретает велосипед, подает как новое то, что давно известно в науке. В такую ситуацию может попасть любой неопытный автор. Для того чтобы этого не случалось, и нужны специалисты, к которым можно обратиться: именно они должны подсказать, что тема уже была рассмотрена под углом, который вы предлагаете.

Отдельно о новизне. Уже понятно, что исследование ориентировано на успех, если его автор в нём заинтересован и рассматривает вопрос, который может быть интересен публике. Нужно ли при этом предлагать что-то новое науке? В этом случае мы говорим о реальном исследовании, новаторском и полном. Или достаточно «открытий», которые лицеисты часто комментируют со словами «Я же узнаю что-то новое для себя», а на деле проводят так называемые квазиисследования с обзором и анализом литературы?

Мы считаем, что при вдумчивом подходе к выбору темы и формулировке ключевого вопроса можно проводить полноценные исследования и в старшей школе. И примеров тому в лицее достаточно, пусть это и учебные исследования, часто небольшие, ведь они сильно ограничены по времени. Но качественный и глубокий обзор литературы по теме, включающий в себя, например, анализ и сопоставление методик разных авторов; повтор эксперимента; применение метода на новом материале и пр. и пр. — может также считаться успешным учебным исследованием. Новизна в данном случае сводится к самостоятельности исследователя. Такая работа не заслуживает рекомендации на конференцию, но достигает основных целей исследовательской деятельности в старших классах.

Что же можно делать, чтобы нащупать в интересующей вас области что-то актуальное и получить самостоятельное исследование? Обратите внимание на наши советы!

1. Сужайте, конкретизируйте тему. «Творчество Пушкина» не подойдёт.

Допустим, автора заинтересовала тема иррационального поведения в экономике. Но на вопрос «Что влияет на поведение потребителей, заставляя их действовать нерационально?» ответы в любой поисковой системе находятся моментально. Другое дело, когда после беседы с научным консультантом автор решает остановиться на факторах, которые только создают видимость иррационального поведения и задаётся вопросом «Какие факторы могут создавать видимость иррационального поведения покупателя, когда на самом деле он ведет себя рационально?». Получается очень конкретное исследование.

Сужение темы должно происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем и т.п. Приведём ещё примеры слишком широких тем, а вы подумайте, что с ними можно сделать: «Социальные функции современного искусства», «Способы воздействия на людей при помощи рекламы», «Конкурентоспособность России на мировом рынке», «Из книги в фильм: эстетика экранизации», «Искусство авангарда», «Массовая культура в современном мире: "За" и "Против"».

2. Посмотрите на проблему под другим углом.

Один лицеист хотел написать работу в области права и связать её с творчеством Ф.М. Достоевского. Изначально он собирался исследовать, «насколько глубоки были изменения в обществе в результате судебной реформы 1864», анализируя произведения Достоевского. Работа не только не претендовала на новизну, но и вызывала вопросы с точки зрения методологии. После обсуждения темы с преподавателями автор перестал фокусироваться просто на чтении и анализе конкретного произведения, но остался в рамках совмещения творчества Достоевского и правовых вопросов. Итоговая тема его работы: «Современная интерпретация романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с точки зрения права»; а ключевой вопрос: «"Раскольников" в наши дни — кто он? ».

3. Предлагайте свою точку зрения и применяйте новые методы исследования.

Вам очень хочется исследовать взаимосвязь между состоянием человека и музыкой, которую он слушает. Но вам все упорно говорят, что тема «Психология в музыке» слишком обширна, и даже вопрос «Влияет ли музыка на ситуативные эмоциональные переживания человека?» не подходит, т.к. у науки уже есть определённый ответ на него.

Возможны варианты: 1. Предложите свою точку зрения, обосновав её в исследовании. Только помните, что ваши аргументы должны выдержать критику.  2. Рассмотрите эту проблему с точки зрения конкретного экспериментального метода и предложите результаты как подтверждение уже имеющихся у науки данных. Проведите новый эксперимент и обоснуйте его релевантность для этой области науки. В данном случае тема «Связь музыки и эмоционального состояния человека» и ключевой вопрос «Как музыка влияет на ситуативное эмоциональное переживание человека (диагностика с использованием цветового теста Люшера)?» будут началом для нового исследования. 3. Вы даже можете придумать новую методику исследования задачи!

И помните всё время, пока работаете над исследованием. Мало правильно выбрать и сформулировать тему. Надо отследить, чтобы само исследование соответствовало своему названию. Тема должна быть раскрыта, а выводы являться продолжением ключевого вопроса. Тут хорошим советом будет собирать материал, непосредственно относящийся к вашей теме, а не всё, что просто заинтересовало, не нужно распыляться.

Ключевой вопрос

Постановка цели — самое важное при планировании исследования. От того, как вы сформулируете цель своей работы, будет зависеть её качество. Практически всегда цель исследования формулируется именно в форме вопроса. Однако в отдельных случаях можно предложить другие варианты, например, сформулировать гипотезу в утвердительном предложении.

Ключевой вопрос должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы. Обратим внимание на частую ошибку — если тема не сфокусирована (тип «Творчество Пушкина», см. выше), то, скорее всего, ключевой вопрос задать невозможно. Сужайте тему.

Пример частного случая. Тема работы: «Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться?». Уже из темы следует, что автор не определился, на чём именно он будет фокусироваться: на сути пропаганды или на борьбе с ней. К теме предлагаются сразу два ключевых вопроса: «Как много вокруг нас пропаганды? Как научиться выделять голые факты из множества новостей?». Каждый из этих вопросов и каждая из тем требуют собственного исследования! Более того, эти исследования должны быть в разных областях: вопрос «Как много вокруг нас пропаганды?» — это область социологическая или культурно-историческая, с применением статистики, а вопрос «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?» относится к области когнитивистики, дидактики и т.п.

Некоторые лицеисты удивляются, что от них ожидают за короткий срок определиться как с темой, так и с ключевым вопросом исследования — и это ещё до начала проведения исследования и погружения в тему, которое у некоторых занимает достаточно много времени. Во-первых, напомним вам совет, который сэкономит много времени: проводите исследование в области, в которой у вас уже имеются некоторые знания. Во-вторых, и тема, и ключевой вопрос могут подвергаться некоторым изменениям. Ключевой вопрос может изменяться вместе с дрейфом темы: вы запланировали изучать что-то на каком-то материале, а этого в нём оказалось мало, и вам приходится расширить рамки темы. И, наоборот: по мере углубления в тему может оказаться, что рамки надо сузить, взять какой-то более частный аспект. То есть вы познакомились с материалом и внесли корректировки в первоначальные формулировки. Это нормально.

Наша общая рекомендация: тему можно корректировать, это даже приветствуется, если вы понимаете, что это пойдёт на пользу исследованию. Её также можно сменить в самом начале исследовательского пути (именно для этого утверждение тем и вопросов в лицее проходит в два этапа). Но менять тему на полпути крайне не рекомендуется. Даже если вы разочаровались в теме, исследование стоит закончить, описать и защитить.

Кстати, именно поэтому первый этап работы над исследованием — выбор направления и формулирование темы и ключевого вопроса — так важен. Если тема слишком широкая/ слишком сложная/ тривиальная/ носит описательный характер, а ключевой вопрос давно изучен/ не связан с темой/ построен с нарушениями логики/ дублирует тему/ не является вопросом — хорошего самостоятельного исследования ни у кого не получится. И именно поэтому такое количество лицеистов на этапе утверждения тем получают рекомендацию доработать формулировки.

Планирование работы и написание плана-проспекта

Когда вы определились с тем, что будете исследовать, вы можете приниматься за написание исследовательской работы. А первым шагом в этом является планирование.

Советуем составить структурированный (Первое… второе… третье…) и развернутый (На первом этапе я делаю то-то, на втором… и т.д.) план своей работы. Хорошо к каждому этапу привязать свой собственный дедлайн и строго выдерживать его. Покажите первый вариант плана любому человеку, мнение которого уважаете, - чем больше вы будете обсуждать свою работу, чем больше вам будут задавать неприятные вопросы, тем лучше. Ответы на вопросы прояснят много.

В составлении плана вам поможет:

Чтение литературы по теме. Избегайте излишне популярной литературы, но обращайте внимание на ссылки в конце. Там можно как раз найти хорошие книжки по теме. Если растеряетесь в океане литературы, ссылок, статей, выберете для начала хоть что-то подходящее по вашему мнению и обсудите это со своим научным консультантом. Приходить надо за конкретной консультацией.

Выделение более узких областей, которые пересекаются с вашей проблематикой. На этом этапе надо обязательно ознакомиться со статьями узкой направленности по теме, обратить внимание на методики и терминологию, обязательно «пройтись» по ссылкам из этих статей. Тем самым вы окажетесь внутри темы, не будете изобретать велосипед, увидите место своей предполагаемой работы в выбранном контексте.

Анализ возможных методик исследования и выбор реализуемой. Одни и те же задачи можно решать разными методами (наблюдение, эксперимент, измерение, опрос, интервью, сравнение и пр.). Выберите тот, которым вы в принципе сможете воспользоваться. Если для работы по истории вам нужен оригинал древней летописи или для работы по биологии современное лабораторное оборудование, к которому у вас нет доступа, то нужно что-то изменить. Важно четко представлять, как вы будете получать данные, как будете проводить опросы. Кстати, любые социологические опросы или анкетирования потребуют консультаций со специалистами. В случае наблюдения за объектом или явлением сразу определитесь, на что вы будете обращать внимание, где и в какой форме фиксировать. Все это понадобится потом при описании методологии исследования.

Подбор материала. Источники текстовые или нетекстовые, базы данных, испытуемые, поле — у кого что, это зависит напрямую от задач исследования. Отдельно советуем сразу фиксировать полное название источников, которые потом войдут в список цитируемой литературы. И не забывать про библиотеки, электронные и не только.

Обдумывание анализа и выводов в работе. Лучше заранее думать, как вы будете сопоставлять, анализировать, обрабатывать полученные данные, в какой форме собираетесь получить результаты. Если предполагаются количественные результаты, запишите какие. Проконсультируйтесь со специалистами. Если исследование предполагает сравнение текстов, зафиксируйте, какая их специфика будет важна для работы. Совершенно необходим критический анализ своих результатов: ограниченность ваших выводов, корректно ли получены данные, возможна ли проверка результата другими. Задумайтесь, можно ли будет продолжать работу в этом направлении.

Обсуждение деталей намеченного с научным сообществом. Да, это исключительно ваше исследование, и специалисты со сторонысущественно в нём не участвуют. Однако обсуждать с ними спорные моменты и различные подходы к решению очень полезно. Поэтому представьте свои наброски на научно-исследовательском семинаре или научному консультанту, если он у вас есть. Отнеситесь максимально критично к своему плану. Если в процессе составления плана на какой-то вопрос (кроме ключевого) не получен ответ, надо думать. Например, если в работе об иллюминатах и Леонардо Да Винчи не выбрано исторических источников, то план не готов. Если в работе об эффективности источников поиска учебной информации не определена «эффективность», надо думать дальше.

Формальным завершением планирования явится план-проспект.

Написание работы

Иногда возникает больше вопросов, которые касаются не того, как проводить исследование, прийти к поставленной цели, выполнить задачи, выбрать материал и пр. А как это всё представить и оформить. Именно поэтому мы написали отдельную памятку, которой посвящены последние страницы этого гайда.

Представление работы

Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях. Во время защиты вам не нужно пересказывать свою работу. Будьте готовы кратко представить своё исследование и ответить на вопросы комиссии и других исследователей, пояснить свои выводы и привести дополнительные аргументы в их пользу, рассказать о ходе работы и решении проблем по ходу.

По результатам оценивания индивидуальных исследований лучшие работы рекомендуются для участия в конференциях и публикации в сборниках студенческих работ. У лицея также есть своя конференция «Первая академическая ступень». Независимо от того, хотели бы вы в следующем году участвовать в ней докладчиком или нет, мы вам очень рекомендуем посетить слушателем её или защиты исследовательских работ одиннадцатиклассников. Примеры других работ, обмен опытом по проведению исследования, оформлению результатов и прочее, присутствие на обсуждении исследования — часто наталкивает на новые полезные мысли и поддерживает в ходе работы.

И это всё в одиночку?

Ни в коем случае! Конечно, каждый будет самостоятельным и независимым исследователем, и каждый напишет свою уникальную индивидуальную работу. Но помимо сайта, на котором вы можете найти справочные материалы; помимо преподавателей лицея, которые готовы оказать вам научную поддержку, - в лицее и в НИУ ВШЭ существуют научно-исследовательские семинары (НИС).

Один из таких семинаров работает в формате факультатива на базе лицея. Другие вы встретите на факультетских днях своего направления. Самое главное, что на семинаре вы можете обсуждать ход своего исследования не только с преподавателями, но и с другими лицеистами. А практика показывает, что это самое увлекательное, и именно здесь вы можете почувствовать себя в сообществе других исследователей и ощутить важность своего исследования для других.

Такие семинары помогут вам сориентироваться при выборе направления и темы исследования, найти научного консультанта, а также свободно общаться на тему своего исследования. Здесь, как и на конференции, можно слушать доклады и представлять что-то своё заинтересованной публике. НИС — это больше, чем кружок по интересам, но и то, что вы будете обсуждать интересующие вас вопросы с теми, кто ими так же увлечён, не может не поддержать.

Отметим также, что на сайте есть раздел часто задаваемых вопросов и форма для отправки своего личного вопроса рабочей группе лицея по исследовательской деятельности.

Отдельно об организации

Как и в случае с отдельными предметами, некоторый организационный мониторинг вашей деятельности в отношении исследования будет выполнять куратор. Он напоминает о дедлайнах, наблюдает за тем, как вы их придерживаетесь, а также может сориентировать вас в научно-образовательном пространстве. Но в процесс исследования кураторы не вмешиваются.

Научного руководства как такового для проведения исследования в лицее также не предусматривается, хотя есть возможность взаимодействия с научным консультантом. Но и научные консультанты, к которым вы будете обращаться, «помогать писать» работу не будут. Они консультируют вас по определённым вопросам, с которыми вы сами к ним приходите. Исследование проводится вами, работа пишется вами.

Поэтому так важно помнить, что проводимое вами исследование — это ваша индивидуальная работа. Есть очень много возможностей, которые поддержат вас в этом процессе, но основным организатором, как и субъектом, и автором — являетесь вы сами.

Памятка по написанию хорошей исследовательской работы

Вы уже ознакомились с основами исследовательской деятельности. Так как конечным результатом будет письменная исследовательская работа (индивидуальная выпускная работа лицеиста), обращаем ваше внимание ещё на несколько моментов, касающихся непосредственно этого текста.

Грамотность

Хочешь, чтобы работа претендовала на высокую оценку? Пиши грамотно. Попробуем наглядно объяснить, почему это не придирки.

«Адресатом писем Пушкина я выбрал В.А. Жуковского, духовного наставника поэта, его другом и учителем на всю жизнь».Именно автор исследования выбрал Жуковского «адресатом, другом и учителем» — самому Пушкину! Автор вообще не редактировал окончательный текст исследования? Или он не хотел исправить стилистические и речевые ошибки?

Отдельного внимания заслуживают формулировки на титульном листе исследовательских работ. Приведём примеры тем и ключевых вопросов:

«Роль событий 9.11 на изменения в мировой системе безопасности».«Роль событий на изменения» это, видимо, то же самое, что «влияние событий в изменениях».

«Существует ли взаимосвязь между выбором типа республики на успешность демократических преобразований в новых демократиях?».«Взаимосвязь между выбором на успешность» - и это автор готов поместить на титульный лист работы.

«Соответствует ли представление москвичей об этнической экономике её экономическим реалиям современного общества?».«Представление об экономике соответствует её реалиям общества»... Что?

Существует предположение, что подобные речевые ошибки связаны с тем, что авторы «не привыкли так» формулировать свои мысли. Потому что «многабукаф». Но даже если это верно, исследовательская работа — лишний повод разобраться с тонкостями русского языка, а не демонстрировать свою неграмотность. Вашу работу будут оценивать другие, а читающим очень трудно следить за мыслью, если в тексте отсутствуют логические переходы, неправильно расставлены логические ударения и т.п.

Плохое впечатление мгновенно производит работа с орфографическими и пунктуационными ошибками. Никто не захочет давать пользоваться своей машиной человеку, не знающему правил движения, но написать исследовательскую работу на русском языке, не освоив «тся/ться» и основные правила расстановки запятых, — это легко!

К слову, примеры с запятыми из ключевых вопросов: «В какой степени дискурсивные практики, посвященные политической элите России повлияли на изменение общественного мнения?», «Факторы влияющие на выбор направления в лицее НИУ ВШЭ», «Популярность направления BMX, в среде подростков».

А как бы вы посоветовали отнестись к работе на тему феминизма, в которой в качестве ключевого вопроса указывается: «Каково влияние феменизма на общественную жизнь в России?»?

Плагиат

Списывать нехорошо. Это не обсуждается. Любое заимствование чужого текста без ссылки на автора считается плагиатом. Многие настолько привыкли списывать сочинения, рефераты и просто домашнюю работу, что не видят в этом ничего необычного.

Если работа списана, это рано или поздно выдают обороты типа «Для создания самостоятельного успешного журнального брэнда в России нет пока хорошего вкуса, нет авторов...» или что-нибудь вроде «создание расширенного класса сравнений», «уступающие по ряду параметров». Поверьте, натренированный преподавательский взгляд всегда уловит перемену интонации, или «чужое» слово, или нелогичный стык, которые позволяют заподозрить заимствование. А дальше — дело техники: проверить цитату в поисковике и убедиться в несамостоятельности работы.

Ссылки на источники и правильно оформленный список использованной литературы — важный показатель культуры исследования.

Но даже при наличии необходимых ссылок, объём заимствований в работе не может превышать 20%. Исследование — это не реферат.

Научный стиль

Часто исследователи включают в свой текст фрагменты чужих научных работ или даже учебников, не осознавая, что внешнее подобие научности не помогает произвести положительное впечатление.

Авторы некоторых работ слишком стараются придать тексту научный окрас. И в итоге получается что-то совсем странное. Вот как начинается исследование на тему «Психология жестов в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья»:

Зададимся вопросом: «Что такое психология?»

Когда уместно сказать «зададимся вопросом»? — Когда речь пойдет о чем-то не до конца определенном, спорном. Кто может позволить себе сказать это о вполне себе определённой науке психологии? — Наверное, тот, кто собирается оспорить существующие дефиниции, изменить привычные представления о науке.

Только исследование совсем не об этом (см. тему работы), значит, автор просто хотел эффектно звучать. Ситуация усугубляется, когда появляются предположения или свидетельства, что на самом деле автор мало что понимает в той теме, о которой пишет. А очень часто так оно и бывает. Это становится понятно на первом же этапе обсуждения работы, когда авторы не могут объяснить значения использованных терминов. Тогда зачем писать?

Понятно, что хочется звучать серьёзно, а не выдавать нечто вроде «Исследование про то, как является ли...». Но это уже совсем о другом. Ничто не мешает вам быть грамотными и оригинальными. Просто фразы, присущие научному стилю, не должны вставляться в текст неосознанно.

Оформление работы

Какую структуру должна иметь выпускная исследовательская работа? Это текст информационного типа, поэтому результаты исследования будут изложены в формате, отличном от школьного эссе или сочинения.

Объём исследовательской работы — от 10000 до 40000 знаков. Как правило, в ней должны быть следующие разделы:

Титульная страница. Не надо недооценивать информации, которую несет эта формальная часть работы.

Аннотация (или Резюме), состоящая из 100-200 слов, кратко и четко характеризующих то, что вами сделано, какие новые данные вы получили и какие выводы из них сделали. Этот раздел в лицее разрешается опустить.

Введение — краткий обзор предпосылок исследования.

Почему было предпринято данное исследование? Иначе: что заинтересовало в этой теме, почему вы за нее взялись? Это называется «актуальность исследования».

Какие ранее опубликованные данные побудили вас провести это конкретное исследование? Иначе: что вы знали раньше по этой теме? что в прочитанной вами литературе или в жизни вас «зацепило»? Это называется «обзор» — литературы или любой другой информации.

Какие конкретные экспериментальные гипотезы вы собирались проверять? Иначе: что вас не удовлетворяло во всем вашем знании на эту тему и какая собственная догадка у вас была? Это называется «новизна работы».

Методика исследования должна обязательно содержать информацию о трёх ключевых моментах:

— материал исследования;
— метод вашего исследования;
— ход исследования.

Четко опишите, что вы делали. Например, когда и как обследовались испытуемые, какая инструкция им давалась, как вы фиксировали их реакции. Полезно подставить слова «языковой материал»/ «физическое явление»/ «архитектурное сооружение»/ «историческое событие» вместо слова «испытуемые» и продолжить аналогию в зависимости от области вашего исследования. Это и есть главная часть, и написана она должна быть так, чтобы любой читатель понял, что вы делали, как собирали материал, на какие его особенности обращали внимание, что группировали, как рассуждали и т.п. Представьте её подробно, чтобы любой мог повторить ваше исследование.

Выводы или Результаты. Эта часть текста должна содержать словесное описание полученных результатов (без какого-либо их обсуждения и комментирования). Это завершение основной части работы. Проследите, чтобы задачам, озвученным во введении, соответствовали выводы.

Нередко выводы включают в заключение.

Заключение. Данный раздел должен включать краткое и по делу обсуждение значения полученных вами результатов. Никаких «Пушкин — великий русский поэт». Следует обратиться к введению и показать, как ваши данные соотносятся и развивают более ранние работы, включенные в ваш обзор.

Необходимо отметить, нашла ли подтверждение выдвинутая вами гипотеза. Могла и не найти, для настоящего исследователя это не трагедия: как известно, отрицательный результат — тоже результат. А также обсудить значение полученных вами результатов в контексте соответствующей области. Что бы вы ещё могли сказать по этой теме, если бы позволяли время и жанр работы. Сделайте задел на будущее для других исследователей, которые могут продолжить работу в этом направлении.

Подведем итоги. Итак, исследование рискует получить невысокую оценку, если оно неграмотное, списанное, без «нового» (того, что автор исследовал самостоятельно), если научность работы создается некорректным употреблением научных терминов и конструкций, или, наоборот, если в исследовании много пафоса и общих рассуждений «около темы», если тема исследования не соответствует его содержанию, если исследование не представлено соответствующим типом текста.

Поэтому неудивительно, что к критериям, по которым будет оцениваться итог вашей исследовательской деятельности, относятся:

  • соответствие академическому формату (оцениваются грамотность и стилистика, работа со ссылками и оформление);
  • соблюдение логики научного познания, правил развития мысли (оцениваются тема и ключевой вопрос, структура и логика работы, выводы);
  • исследовательский инструментарий и содержание (оцениваются использование терминов, выбор и применение источников, материала и методов, результаты исследования);
  • представление работы (оцениваются презентация и выступление, ответы на полученные в ходе обсуждения вопросы).

Прочитав эти рекомендации, можно возразить: «Это тяжелая работа, в школе этому не учат, мне в жизни так не написать...» и т.п. Однако если следовать нашим советам, получится всё! Помните, что ваши преподаватели могут поддержать вас на любом этапе работы, так что обращайтесь за консультациями.

Примеры приведены из реальных работ учащихся лицея НИУ ВШЭ, а также участников конференции «Языкознание для всех».

Литература

Шаповал С.А. О некоторых типичных ошибках авторов // Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. — М.: МИОО, 2007. — С.25-36.

Рекомендации Британской и Восточноевропейской психологической группы (председатель Найджел Форман) // Вопросы психологии. — 1995.

IBO Diploma Programme. Extended Essay Guide, 2007 (updated 2012).

Рабочие материалы Т.Ш. Адильбаева, С.Л. Баринова, А.В. Красинца, С.А. Шаповал, Д.В. Шибалиной - рабочей группы лицея НИУ ВШЭ по исследовательской деятельности.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.