16 января состоялась лекция для родителей на тему «Все прогульщики ленивые? Аффективные расстройства у подростков как причина прогулов, и как к ним относиться взрослым?»
16 января состоялась лекция для родителей на тему «Все прогульщики ленивые? Аффективные расстройства у подростков как причина прогулов, и как к ним относиться взрослым?» На лекции мы говорили о чрезвычайно актуальной проблеме – пропусках занятий. Часто родители и педагоги, когда замечают частые пропуски уроков, начинают думать, что их причина – лень, нежелание получать знания, безответственность. На самом деле чаще всего за таким поведением скрываются серьёзные проблемы, часто имеющие медицинский характер – аффективные расстройства. Мы поговорили о том, как такие состояния заподозрить, а также о том, как человек в таком состоянии воспринимает окружающее и каковы истинные причины непосещения.
-
Мифы о лени
С начала мы поговорили о стереотипах, которые не соответствуют действительности, но часто встречаются. (Источник: Депрессия у детей и подростков: группы риска, роль школы, рекомендации для учителей и родителей / Е. В. Сивак (научная редакция), О. Р. Михайлова, К. Н. Поливанова, И. Б. Смирнов; — М.: НИУ ВШЭ, 2022.)
Такие стереотипы приводят к тому, что взрослые безрезультатно пытаются «давить» на подростка и вовремя не оказывают помощь. Психологическое давление только усиливает проблемы, провоцирует чувство вины и страх, но не приводит к продуктивной деятельности.
Миф 1
За потерей интереса к школе, учебе и другим занятиям стоит исключительно «лень» или «слабость характера», и необходимо заставить подростка бороться с ними
Миф 2
Депрессия — это несущественная проблема, и она, как плохое настроение, пройдет сама
Миф 3
«Современное поколение» подростков слишком ранимо и изнеженно, и поэтому неблагоприятные для психологического благополучия условия не вредны, а полезны, поскольку закаляют характер и готовят подростков к взрослой жизни
-
С чем следует различать лень?
На самом деле лень, это всего лишь одно из возможных и маловероятных объяснений поведения, при котором ученик отказывается от посещения школы. Она стоит в ряду других понятий.
Отдых
Является специально запланированным или спонтанным, необходим для восстановления работоспособности. После отдыха работоспособность возвращается.
Лень
При ней человек осознает необходимость выполнения работы, но работу не выполняет, при этом чувствует себя хорошо.
Выгорание, переутомление, астения
Человек устал, нет сил дальше работать, возможно, утерян смысл деятельности. Если человек отдыхает, как правило, силы возвращаются через какое-то время.
Прокрастинация
Осознанное откладывание дел на потом. Человек осознает, что дела нужно делать, но при этом не делает, от чего ощущает дискомфорт, давление, ему может быть стыдно, он может ругать себя.
Депрессия
Заболевание. Стойкое (более 2 недель) состояние, связанное с потерей сил, сниженным настроением, сниженной когнитивной активностью. Если человек пытается отдохнуть, как правило, это состояние не проходит.
Избегание
Стратегия поведения, направленная на то, чтобы не допустить усиления неприятных ощущений, провоцируемых страхом или тревогой, путем ухода от столкновения с тем, что беспокоит. Часто школьная тревожность может приводить к избеганию тех ситуаций, в которых она возникает (например, посещение уроков, выполнение контрольных работ, общение с учителем и т.п.)
-
Вывод
Если подросток пропускает уроки и при этом страдает — чувствует постоянную грусть, тревогу, вину, у него снижено настроение и др., то это точно не лень. Если такое страдание принимает затяжной характер, то точно следует проверить, нет ли у него аффективного расстройства.
Причины аффективных расстройств не слабости воли, запущенности, безответственности. Аффективные расстройства - это медицинские диагнозы, включённые в международную классификацию болезней (МКБ). Они имеют биологические причины.
При этом важно помнить, что чем выше требования к успеваемости учеников в школе, тем выше в ней уровень распространенности ментальных расстройств (источник: Депрессия у детей и подростков: группы риска, роль школы, рекомендации для учителей и родителей / Е. В. Сивак (научная редакция), О. Р. Михайлова, К. Н. Поливанова, И. Б. Смирнов; — М.: НИУ ВШЭ, 2022).
NB! Упадок сил и пониженное настроение могут встречаться и при различных соматических заболеваниях (не только психических), поэтому, если у ребенка возникают такие проблемы, желательно обратиться не только к психиатру, а ещё к терапевту, неврологу, эндокринологу и др.
-
Типичные симптомы
Затем мы обсудили типичные симптомы некоторых расстройств. Подробно описывать их здесь не будем, желающие могут обратиться к международной классификации болезней десятого пересмотра. Важно отметить, что на эти симптомы ориентируются врачи при выставлении диагноза, это не чьи-либо «выдумки». Опишем некоторые из них кратко, для примера.
Депрессивный эпизод
Пониженное настроение, уменьшение энергичности и падение активности. Снижена способность радоваться, получать удовольствие, интересоваться, сосредоточиваться. Обычным является выраженная усталость даже после минимальных усилий. Обычно нарушен сон и снижен аппетит. Самооценка и уверенность в себе почти всегда снижены. При депрессии часто возникает глубокое негативное отношение к себе, миру и будущему. Это не фантазии, а восприятие. Человек уверен, что именно так и обстоят дела на самом деле. У него появляются мысли, похожие на эти: «Я ни на что не способен», «Меня никто не понимает», «Будущее безнадёжно». Меняется поведение: растет конфликтность, сокращается круг общения, появляются нарушения сна, систематические прогулы и др.
Генерализованное тревожное расстройство
Беспокойство о будущих неудачах, ощущение волнения, трудности в сосредоточении, невозможность расслабиться, соматические жалобы
Социальные фобии
Боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию социальных ситуаций
-
Почему это происходит?
По данным исследований ФМРТ мозг при тревоге и депрессии несколько иначе работает. Активнее становятся зоны, отвечающие за обработку информации об опасности, а зоны контроля и планирования, наоборот, снижают активность. Сигналы об опасности (мнимой в данном случае) не тормозятся в должной мере, поэтому овладевают поведением. (Источник: Полунина А.Г., Гудкова А.А., Гехт А.Б. Депрессия как особый режим функционирования мозга: данные нейровизуализационных исследований. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(1):69‑76.)
-
Как это переживается?
Формируется «порочный круг»: негативные мысли («я неудачник») порождают плохое настроение. Оно порождает пассивность. Пассивность приводит к реальным неудачам (пропуски, плохие оценки), которые, в свою очередь, подтверждают исходные негативные мысли. Разорвать этот круг в одиночку очень трудно.
-
Экзистенциальный взгляд
Тревогу можно рассматривать как сигнал: «Я не уверен, что могу оставаться в такой ситуации и выдежрживать её». Человеку не хватает опоры, защиты и своего безопасного пространства. Нужно обрести эти вещи в жизни и тревога снизится.
Депрессия - тоже сигнал: «Жизнь перестала иметь для меня ценность, мне не нравится такая жизнь». В гонке за оценками и достижениями теряется время для отношений и близости. Если найти время для близких отношений с чем-то или кем-то, представляющим ценность, то депрессия снизится.
Важный посыл: Симптомы — это не «сбой», который нужно исправить, а сигнал психики, который нужно услышать и понять.
-
Что пригодится, если подозреваете у ребенка аффективное расстройство?
- Прояснить ситуацию. Поинтересоваться у него, всё ли у него в порядке (с учебой, со здоровьем, с самочувствием, во взаимоотношениях и т. п.)
- Если ребенок сообщает о проблемах – выслушать его, постараться поддержать и обязательно обратиться с ним к специалисту.
- Если лицеист серьёзно «выпал» из учёбы – скорее всего это кризисный момент для него. Не стоит ждать, что он сам один начнёт решать проблему. Нужно быть с ним рядом.
- Давать возможность заниматься тем, что нравится и приносит удовольствие
- Помочь активизироваться, постепенно включаться в деятельность
- Выражать принятие и оказвать эмоциональную поддержку
-
Делать акцент на успехах и достижениях (даже самых маленьких!)
-
Неуспехи превращать в задачи и показывать способ справиться
-
Чтобы справиться со страхом, или тревогой, нужно помочь прекратить избегающее поведение
-
Создавайть ощущение безопасности и предсказуемости дома
-
Чего не стоит делать, если подозреваете у ребенка аффективное расстройство?
- заставлять ребенка заниматься занятиями, которые совсем истощают силы
- критиковать за неудачи человека, который и без того полон чувства вины и безвыходности (не стоит говорить "ты ленивый и безответственный!")
- Нельзя «запугивать» и без того тревожного человека. Поэтому разговоры о том «ты же понимаешь, что если так дальше все будет – ты не сдашь ЕГЭ» не помогут, а усугубят ситуацию
- оставлять ситуацию без внимания мотивируя это тем, что "он уже взрослый - сам должен справиться"
-
Если ребенок уже получает медикаментозное лечение
Если ребенок получает психофармакотерапию, возможны побочные эффекты: сонливость, головные боли, тошнота и другие. В таком состоянии может быть достаточно трудно просто вовремя проснуться и прийти в школу. В таком случае важен гибкий диалог между родителями и школой о впроисходящем.
-
Как же относиться к прогулам?
- Часто это симптом заболеваний, поэтому это закономерное явление. Не стоит на это злиться. Трудно справиться в одиночку с болезнью - нужна помощь врача-психиатра.
- Это чаще всего не связано с неуважением к учителям, лицею, родителям и т.п.
- Однако, игнорировать пропуски не стоит – это всегда тревожный знак. На это следует обращать внимание.
-
Реагировать на систематические прогулы хорошо не наказанием, а вопросом: «Что с тобой происходит? Как я могу тебе помочь?». Это первый шаг к оказанию помощи и выздоровлению.
- Важно соблюдать рекомендации врачей, подробно спрашивать их про ситуацию с учёбой. Заранее предупреждать куратора и учителей об особенностях состояния ребенка.
